Грамматические (морфо-синтаксические) особенности законодательного стиля (языка)

Грамматические (морфо-синтаксические) особенности законодательного стиля (языка)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ (МОРФО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ) ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ (ЯЗЫКА) — составная часть законодательного стиля, предметом рассмотрения которой является структура слов, формы словоизменения, способы выражения грамматических значений, а также словосочетание и предложение. Особое значение имеет раздел языкознания, предметом которого является учение о предложении. Следование синтаксическим нормам позволяет законодателю облечь свои мысли, высказывания в совершенную языковую форму, выстроить законодательный текст соответственно стандартам литературного языка.

Особое влияние на стилевые особенности юридического языка оказывают употребляемые в законодательных текстах союзы. К наиболее употребимым относятся сочинительные союзы: соединительные (и, да, тоже, а равно), противительные (а, но, да) и разделительные (или, либо). В частности, союз и используется в следующих случаях: а) в правовой норме объединяется несколько предпосылок; б) различные правовые последствия кумулятивно связаны с одним фактическим обстоятельством. Союз и часто употребляется при использовании такого технико-юридического средства (приема), как перечисления. При этом нередко «в связке» с союзом а также). Разделительный союз или (либо) используется, если: а) при конструировании альтернативных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции); б) правовые последствия связаны с фактическими обстоятельствами таким образом, что всякий раз наступает только одно из них. В российской законодательной лексике часть употребляются и так называемые двойные союзы и/или, что значительно усиливает юридическую неопределенность законодательного текста.

Стилевые особенности закона отображает также пунктуация. При этом исключается использование таких знаков препинания, как многоточие, вопросительный и восклицательный знаки. Двоеточие и точка с запятой применяются в тех случаях, когда при изложении правовых норм используется такой прием законодательной техники, как перечисления.

Особое значение имеет раздел языкознания, предметом которого является учение о предложении. Следование синтаксическим нормам позволяет законодателю облечь свои мысли, высказывания в совершенную языковую форму, выстроить законодательный текст соответственно стандартам литературного языка. Мировой опыт законодательствования выработал рекомендации, относящиеся к структуре предложения: выражения, несущие основную смысловую нагрузку, занимают ведущие позиции в предложении, тем самым концентрируя внимание адресата (например, выражены подлежащим или дополнением); ключевые выражения следует располагать как можно ближе к началу предложения; придаточные предложения по возможности следуют за сказуемым главного предложения; предложение по возможности должно выражать только одну мысль; длинные сложные конструкции, состоящие из главного и нескольких придаточных, следует разделить на отдельные короткие сложноподчиненные предложения или же выделить в них несколько главных предложений. Очевидно, что отечественный законодатель не все может использовать, однако же, предложенная последовательность конструирования нормативного материала действительно способствует его восприятию массовым правосознанием.


Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. . 2003.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»